У бензина в России наметился тренд на подорожание

У бензина в России наметился тренд на подорожание

1 сентября 2022 г. 16:35


В России средняя маржа продаж бензина на АЗС к середине августа снизилась до 4,5 и 3,6 рубля за литр АИ-92 и АИ-95 — таким образом, с начала июля она опустилась в 2-2,5 раза. Тем не менее она остается гораздо выше, чем в феврале: в 2,5 раза — для АИ-92 и 1,2 раза — для АИ-95, об этом сообщает газета «Коммерсантъ».Именно повышенная маржа позволяла АЗС не индексировать цены на автомобильное топливо — с начала года к середине августа бензин подорожал лишь на 0,4%, хотя официальная потребительская инфляция за этот же период составила 10,7%.Но похоже, что «бензиновому изобилию» приходит конец. С начала августа цены на своих АЗС повысили «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть» и «Роснефть». Средние по РФ розничные цены на АИ-92 и АИ-95 за прошедшую неделю прибавили 2 и 7 копеек за литр, увеличившись до 47,5 и 51,3 рубля за литр соответственно.Снижение маржи АЗС спровоцировано подорожанием топлива в опте. С февраля оптовые цены были на низком уровне из-за антироссийских санкций — НПЗ лишились ряда возможностей реализации нефти и нефтепродуктов на экспорт, в результате на внутреннем российском рынке образовался профицит топлива. Кроме того, большие субсидии по демпферу стимулировали нефтекомпании увеличивать загрузку НПЗ и наращивать выпуск топлива.Однако в июле оптовые цены на бензин выросли примерно на 25%, приблизившись к значениям февраля, на фоне роста экспорта и в ожидании сокращения демпфера по бензину в сентябре.Аналитики прогнозируют вероятность роста цен на автомобильное топливо осенью, поскольку в этот период некоторые НПЗ в России, как правило, уходят в простой из-за профилактических ремонтов.Напомним, так называемый демпфирующий механизм призван сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке России. В общих чертах: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей «сверхприбыли» от внутренних продаж топлива.